Летопись проекта

Записная книжка


2017: Июль, "Ирбенский" перешёл в Калининград

2017: Июль, "Ирбенский" перешёл в Калининград

После ремонта корпуса судна и зимовки в Кронштадте плавучий маяк отправился в Калининград. Путь до места занял почти неделю. В день кораблестроителя, 29 июня в полночь "Ирбенский" ошвартовался на набережной реки Преголи при Музее мирового океана. Фоторепортаж об этом событии смотрите на площадке издания "Новый Калининград"

По случаю дня города, 8 и 9 июля плавмаяк принимал первых посетителей. Но самое главное - он снова стал светить! Смотрите вечерние фотографии Дмитрия Самойлова с водной части городского праздника г.Калининграда.

Тем временем продолжается работа над реставрацией судна. Компания-подрядчик получила от фонда "Маячный" электронные версии чертежей и документации, а также бумажные подлинники на оцифровку. Как только их электронные версии станут нам доступны, мы выложим их на plavmayak.ru

Иллюстрацию к новости предоставил Дмитрий Самойлов

2017: Плавмаяк на зимней стоянке

2017: Плавмаяк на зимней стоянке

После реставрации и покраски корпуса плавмаяка на КМОЛЗ он был отбуксирован в зимнюю пассажирскую гавань Кронштадта, где встал на зимовку. Ранее, до постройки дамбы, с этой пристани отправлялись паромы и теплоходы на Ломоносов. Борта плавмаяка и обе мачты выкрашены в красный цвет. На борту плавмаяка ещё нет его названия, оно будет нанесено на поле белого цвета. Фонарное сооружение закрыто от попадания краски на стёкла. Светооптический аппарат и уникальная линза, снятые с плавмаяка перед списканием, хранятся в Музее мирового океана и будут возвращены на маяк по окончании ремонта.  

Пока гавань скована льдами, у Вас есть уникальная возможность посмотреть плавмаяк со всех сторон (на само судно вход закрыт). В разделе Фотогалерея Вы найдёте фотографии Ирбенского в Кронштадте. В Сети также есть фотографии его буксировки.

2016: Началась реставрация!

2016: Началась реставрация!

После завершение оформления необходимых бумаг о передаче "Ирбенского" в распоряжение Музея мирового океана плавучий маяк готовится к докованию в Кронштадте. Фондом "Маячный" производится оцифровка проектной документации на плавучий маяк, необходимой для ремонта судна. В цифровой вид переведено 25 чертежей и эскизов, техническое задание на плавмаяк и другие документы.

29 октября плавучий маяк встал на ремонт на Кроштадтском морском заводе. 22 декабря ремонт и окраска корпуса судна заершилась, и "Ирбенский" был отбуксирован в купеческую гавань Кронштадта на зимнюю стоянку. Процесс ремонта корпуса плавмаяка Вы увидите в Фотогалерее.

2015: Плавмаяк-"близнец" Ирбенского уходит в металлолом

2015: Плавмаяк-"близнец" Ирбенского уходит в металлолом

Пока "Ирбенский" дожидается буксировки в Калининград для ремонта и экспонирования, его брат-близнец "Астраханский Приёмный", лишённый маячной мачты, был выставлен на очередной металлоломный аукцион. Аукционную документацию смотрите здесь. Подтопленный корпус плавмаяка в составе другого лома ушел покупателю за 16 млн.руб. Будем очень признательны жителям Астрахани, кто мог бы сделать последние фотографии Астраханского Приемного (в/ч 15119, село Никольское Камызякского района Астраханской обл.)

В разделе сайта, посвящённом Астраханскому-приёмному плавмаяку Вы найдёте фотографии, сделанные гидрографами Каспийской флотилии до и после демонтажа маячной мачты с судна.

2014: ПМк "Ирбенский" передаётся Музею Мирового океана

2014: ПМк "Ирбенский" передаётся Музею Мирового океана

Принято окончательное решение о передаче "Ирбенского" Музею мирового океана (Калининград). "Мы давно и серьезно беспокоились по поводу маяка "Ирбенский", который уже многие годы не мог обрести хозяина и стать плавучим музеем. Он оказался никому не нужен в Санкт-Петербурге и Кронштадте. В настоящее время судьба маяка решена, и он переходит в собственность музея" - заявила С.Сивкова" (ИА "Интерфакс")

Для 4(6) номера яхтенного журнала "Тарпон" нами подготовлена иллюстрированная статья о плавучих маяках на российской Балтике, в том числе и об "Ирбенском" (http://www.tarpon-media.ru/archive/tarpon-2014-4/42-47.pdf). Публикация в "Тарпоне" стала возможной благодаря живому интересу Студии "Тинто" к последнему плавмаяку страны.

В блоге "Сделано у нас" вышла свежая информация о предстоящем ремонте и выставлении плавмаяка. "Мы уже получили разрешение от Министерства культуры, подписали акт приема-передачи "Ирбенского". Сейчас музейные специалисты ведут работы по регистрации судна в российском Речном регистре. Только что был проведен расчет валовой вместимости (...) и анализ соответствия судна требованиям регистра. (...) Параллельно с этим подготавливаются ремонтные сметы. Как только все это будет готово, будем запрашивать у соответствующих ведомств деньги на докование», — рассказал ЦВМП замгендиректора Музея Мирового океана по флоту Алексей Шуткин.

2012: Обращение к Президенту России

2012: Обращение к Президенту России

Год юбилеев: "Ирбенскому", последнему, сохранившемуся в России плавмаяку - 50 лет, а финскому плавмаяку "Hyoky", старейшему из сохранившихся плавмаяков российской постройки - 100 лет. Фонд "Маячный" искрене поздравляет капитана и команду плавмаяка "Hyoky" (быв. "Либавский", СПб, Путиловский завод, 1912 г.) со столетием этого уникального музея и парохода. Юбилей судна отмечался в городе Хамина, где плавмаяк уже много лет принимает гостей, интересующихся морской историей, и просто любителей поесть на борту раритетного корабля. Капитану-смотрителю "Hyoky" мы подарили сувенирную тарелку с поздравительной надписью от фонда "Маячный" и приглашение в гости, как только "Ирбенский" откроется для посетителей.

Вопрос о сохранении плавучего маяка "Ирбенский" был адресован фондом "Маячный" главе Администрации Президента РФ. Представители Государственного комплекса "Дворец конгрессов" (Константиновский дворец) поднимались на "Ирбенский" для оценки состояния судна и примерного размера затрат на его ремонт.

Свободный порт Вентспилс и Вентспилсские городские власти выразили готовность приобрести и отбуксировать плавучий маяк "Ирбенский" в Вентспилс, для реставрации и экспонирования. Вентспилс имеет богатый опыт превращения маяков в музеи и туристические объекты. Маяки Ужава и Акменьраг, и особенно маяк и музей Овиши - одни из самых интересных достопримечательностей Латвии и Прибалтики. Вопрос о возвращении маяка в Вентспилс обсуждался на встрече руководства города Вентспилс с представителями российского посольства в Латвии. Администрация порта пригласила представителя фонда "Маячный" на встречу руководителей латвийских портов, где мы рассказали о нынешнем состоянии "Ирбенского" и об истории выставления плавучих маяков на побережье современной Латвии.

Фонд "Маячный" направил Президенту страны, В.В.Путину, письмо с просьбой обратить внимание на судьбу плавучего маяка "Ирбенский". Обращение фонда было передано в работу Министерству обороны, которое на этот раз оказалось готово передать плавучий маяк любой организации, которая обеспечит его реставрацию и дальнейшее сохранение в качестве памятника. С этого момента у плавучего маяка появляется "охранная грамота" от металлоломщиков. Выражаем огромную признательность главе государства за участие в судьбе плавучего маяка!

В конце октября состоялась встреча руководителя фонда "Маячный" и директора Музея истории Кронштадта, являющегося советником главы Кронштадтского района С.Петербурга, на которой обсуждались варианты ремонта и дальнейшего размещения плавмаяка "Ирбенский" в Кронштадте. К слову, в Музее истории Кронштадта (Кронштадт, Ленинградская ул., д. 2) хранится единственная модель-копия плавмаяка "Ирбенский", выполненная с великолепной точностью.

2011: Плавмаяк посещают европейские туристы

2011: Плавмаяк посещают европейские туристы

Вышла наша статья об "Ирбенском" в 18-м номере альманаха Цитадель. Самая полная и подробная статья о плавучем маяке. Благодарим Леонида Амирханова за проявленный интерес и возможность опубликоваться в "Цитадели"!

На последний российский плавмаяк приехали посмотреть энтузиасты маячногно туризма из Германии, Нидерландов и других стран. Пока - посмотреть с берега. Надеемся, что однажды отреставрированный маяк опустит свой трап, приглашая всех желающих на борт.

Решением Межведомственной комиссии по морскому наследию Морской Коллегии, опирающемся на доклад директора Музея мирового океана (Калининград) С.Г.Сивковой, составляется обращение в Минобороны с целью передачи ПМк "Ирбенский" администрации Кронштадтского района г. Санкт-Петербурга (http://www.maritime-heritage.ru/komiss/reshenie/files/3protokol.doc).

Стараниями Ленинградской Военно-Морской базы плавмаяк "Ирбенский" подготовлен к очередной зиме - заделаны течи ниже ватерлинии, закрыт доступ на судно для обеспечения сохранности оставшегося там оборудования.

2010: Плавмаяк выходит на телеэкраны

2010: Плавмаяк выходит на телеэкраны

Телеканал Россия-1, программа Вести-Петербург сняла серию из двух сюжетов о нашем плавмаяке, показанных в вечерних новостях.

Сюжет "Вестей-Петербург" привлек внимание муниципальных депутатов г.Ломоносова, которые также составили обращения к главкому ВМФ и КГИОП СПб.

Ещё один новостной сюжет о плавучем маяке вышел на региональном канале 100ТВ.

Новости о судьбе плавмаяка начинают выходить на Центральном военно-морском портале flot.com

Фонд "Маячный" принял участие в первой Международной научно-практической конференции "Проблемы изучения и сохранения морского наследия России" с докладом о состоянии маячного фонда, где был поставлен вопрос о сохранении ПМк "Ирбенский" как мемориального судна.

Статью С.В.Малеева, вышедшую в материалах конференции и посвящённую береговым и плавучим маякам России смотрите по ссылке ниже, стр. 411-425 ( http://www.maritime-heritage.ru/seminar/first_conf/files/1-conf-issue.pdf )

2009: "Ирбенский" списан и продаётся в металлолом

2009: "Ирбенский" списан и продаётся в металлолом

Плавмаяк "Ирбенский" выставлен на биржу в качестве металлолома.

У плавучего маяка появилась первая страница в Сети, призывающая превратить его в музей.

Материалы об истории маяка и предложения по его сохранению переданы руководству военно-морского флота благодаря содействию со стороны руководителя Санкт-Петеробургского Морского Собрания Н.В.Орлова и экс-главы Главного управления навигации и океанографии МО РФ адмирала А.А.Комарицына.

Мы обратились с письмом к Расселлу Роулетту , поддерживающему самый полный любительский каталог навигационных огней, которое Рассел переслал в журнал Lighthouse Digest (США), где вышла статья об "Ирбенском". Благодарим Тима Харриса за присланый экземпляр журнала с нашей статьёй.

2008: Мы побывали на уникальном корабле!

2008: Мы побывали на уникальном корабле!

В поисках материалов о маяках, ранее существовавших на Балтике, в Ломоносове обнаружился "Ирбенский", штабное судно 607 ОДнГС, бывшее ранее плавучим маяком. Удалось застать плавмаяк в строю, сделать фотографии и поговорить с его капитаном (благодарность Александру Лившицу, капитану МГС "Вайгач" за помощь!)